История парусного флота

 
Главная
Парусники
История
Жизнь моряка
Пираты
Словарь
Поверья и легенды
Любознательным
Карта сайта
Ссылки

Парусник сконструирован из каркаса, снастей, руля и другого разного оборудования. Каркас состоит из собственного корпуса и надстроек, главными из которых являются полубак и полуют. В оснастку входят мачты, реи, такелаж и паруса.

"Элементы конструкции парусника"
Передняя часть корпуса (нос корабля) чаще всего заострена, за исключением таких судов, как джонки и баржи, где нос тупой. Задняя часть корпуса - корма, - если она вертикально срезана, называется зеркалом. Обтекатель может быть плоским, закругленным или килевым, двусторонним. Килевой обтекатель в известной степени повышает устойчивость судна против боковой качки. Он имелся на малых судах викингов и арабов. А у клипперов обтекатель был почти плоский.

Рис.1. Элементы конструкции парусника
1-киль, 2-суперкиль, 3-распорка, 4-бимс, 5-упор, 6-надкиль, 7-вкладка, 8-опорный прилив, 9-настил, 10-стойка, 11-надборт, 12-опорный пояс, 13-бортовая связка, 14-упоры настила, 15-прилив, 16-наружный брус.

Каркас судна состоит из парных шпангоутов, одетых наружной и внутренней обшивкой и накрытых палубой. В конструкции каркаса различают продольные и поперечные элементы (Рис.1).

"Обшивка судна" Наружную обшивку составляют спаренные доски. Они скреплены гвоздями, соединены встык или внакладку, с целью создания гладкой поверхности (Рис.2). Наружная обшивка крепится обвязкой, как на древнейших кораблях викингов.

Рис.2. Обшивка судна
а - соединение внахлест б - соединение элементов встык
1а - на гвоздях 1б - на гвоздях
2а - на обвязке 2б - на обвязке

Верхние конструкции образуют непрерывные борта судна. Полубак, полуют и средняя часть между ними оберегают судно от передних и задних ударов волн.

Суда строились из дуба, сосны и ели, из красного дерева, из кедра и из древесных акаций. В прежние времена неыозможно было строить суда превышающие сто метров по длине. Только с 1818 г. стали увеличиваться размеры благодаря применению железных и стальных элементов. Подводная часть судна обрастала водорослями и ракушками. Для борьбы с ними пытались, сберегая судно, одевать подводную часть корабля тонкими листами меди. До наших дней сохранилась практика многослойной покраски.

"Бушприт и система расчалок" Оснастка бывает фиксированной и мобильной. Фиксированная - включает мачты и ванты в полном объеме. Оснастка мобильная - это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали. Бушприт, наискось поднятый на 20-40 градусов, в носовой части судна, соотносится с мачтами(Рис.3).

Рис.3. Бушприт и система расчалок
1-бушприт, 2-наружный конец фока, 3-система расчалок бушприта, 4-аркбутан мартингала,5-ватер-бакштаг бушприта, 6-ватер-бакштаг мартингала, 7-ватер-бакштаг наружного конца фока.

Мачты ставятся с небольшим наклоном, как правило, с наклоном назад (в особенности это касается бизань мачты). Поэтому при наполнении парусов улучшается равновесие в направлении вперед.
"Салинг" "Салинг"
Рис.4. Салинг
1-продольный салинг, 2-поперечный салинг, 3-ванты продольные и поперечные, 4-марс, 5-воротник мачты, 6-штаг.

Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. Составная мачта содержит ствол (или основание) и надставки. Последняя надставка называется топ мачты. Начиная от палубы надставки именуются следующим образом - стеньга, бром, бом и топ. Элементы мачты соединяются двумя способами: к верхней части стеньги крепление выполняется железными коваными обоймами, а выше - салингами. Салинги служат дря крепления продольных и поперечных вант, фиксирующих насадки(Рис.4).

Реи крепятся к мачте серединой, средняя точка реи проецируется на ось судна. Рея несет прямоугольный парус с рифами по всей длине верхней кромки, чтобы парус можно было убрать. "Установка мачты (XVI-XVII вв.)" На свободных краях паруса имеются галсовые точки. "Установка мачты (XVI-XVII вв.)" Парус на самой нижней рее через галсовые точки крепится к палубе шкотами.
Рис.5. Установка мачты (XVI-XVII вв.)
1-поперечный салинг, 2-продольный салинг, 3-рея, 4-мачта, 5-наружный конец, 6-конец гитова.

Реи подвешиваются так, чтобы сохранять подвижность, подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы пеньковоыми концами к топенанту. чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность(Рис.5).

"Лиселя"


Порядок рей, начиная от палубы (Рис.13): большая рея (1), большая марсовая рея (2), большая марсовая рея стрелы (3), брам-рея (4), топ-рея (5), бом-брамсель рея (6), малая брам-рея (7). Реи могут удлиняться наставками в обе стороны (рангоут). Это нужно для улучшения хода судна при слабом ветре с помощью лисилей (Рис.6).


"Бизань"

Рис.6. Лиселя
1-малый лисель (нижний)
2-марсовый лисель
3-брам-лисель
4-гафель лиселя
5-наружный конец лиселя

Рис.7. Бизань
1-рея
2-гак
3-конец гитова реи
4-конец гитова гака
5-брассопы
6-брассопный такелаж

Бизань-мачта несет гафель и гак, поддерживающие бизань-парус (Рис.7). На малых парусниках гак, именуемый бомом, вращается вокруг мачты и своей собственной оси так, что парус, когда его берут на гитовы, сворачивается вокруг бома. На больших парусниках площадь бизани уменьшают взятием рифов.

"Поперечный такелаж мачты" Рис 8. Поперечный такелаж мачты
1-основание мачты, 2-ствол, 3-наставка марса, 4-наставка брамселя, 5-салинг марса, 6-воротник, 7-брам-салинг, 8-яблоко, 9-нижние ванты, 10-марсовые ванты, 11-брам-ванты, 12-марсовые бакштаги, 13-брам-бакштаги.


Такелаж подразделяется на стоячий и бегущий. К стоячему такелажу относятся ванты, предназначенные для крепления мачт, и снасти, используемые моряками для крепления заготовленных парусов к рее. Ванты состоят из строп, перлиней, штагов, ватербакштагов и топенантов. Они жестко закреплены на палубе и служат также лестницами для подъема на мачты (Рис.8,9).

"Крепления вантов и бакштагов"
Рис.9. Крепление вантов и бакштагов
а) с помощью стяжки: 1-стяжка, 2-натяжное устройство, 3-вантовое крепление.
б) без стяжки.


В зависимости от способа крепления мачт, ванты и бакштаги играют определенную роль. Осевые штаги обычно крепят мачту к носовой части судна. Бизань мачта, более наклонная к корме, крепится штагами к грот-мачте и к фок-мачте, у которой наклон назад меньше и которая к тому же стабидизирована штагами к бушприту. Составную мачту крепят не только вантами и бакштагами, но и многочисленными штагами по всей ее высоте (Рис.10).

Рис.10. Продольный такелаж мачты
1-фок мачты, 2-штаг малой марсовой мачты, 3-леер большого фока, 4-леер бом-кливера, 5-штаг фор-брамселя, 6-штаг стрелы, 7-грот-штаг, 8-штаг марселя, 9-штаг брамселя, 10-штаг стрелы бом-брамселя, 11-штаг бизани, 12-штаг бом-брамсель стеньги, 13-марс-штаг бизани, 14-штаг крюйс-брамселя, 15-малый фок, 16-большой фок, 17-бом-кливер, 18-волан, 19-гром с передним штагом, 20-парус со штагом, 21-парус сщ штагом, 22-парус со штагом, 23-бакштаг.

"Продольный такелаж мачты" К бегучему такелажу относятся фалы и топенанты, предназначенные для управления реями и тем самым, для поворота парусов, затем - булини, галсы и шкоты для удержания ударов ветра в парус и для брасопления (Рис.11).

"Стяжки (XVIIIв.)" Рис.11. Стяжки (XVIIIв.)
(Показан правый борт)
1-стяжка бушприта, 2-стяжки фока, 3-стяжки фок-марса, 4-стяжки фок-брамселя, 5-большие нижние стяжки, 6-большие марсовые стяжки, 7-большие брамсель-стяжки, 8-нижние стяжки бизани, 9-стяжки марс-бизани, 10-стяжки бизань-брамселя.


Паруса подразделяются по ряду критериев (Рис.12). В зависимости от формы их нижней части относительно судна они бывают поперечными (прямоугольными) и продольными (бригантины, фоки, латинские паруса и т.д.). Они могут быть треугольными, прямоугольными, квадратными. "Паруса" Бригантина по сравнению с поперечным парусом более проста в управлении и не отнимает много ветра у других парусов. Паруса, располагаемые выше больших парусов, называются топселями. Если заменить грот-парус и топсель единым парусом, мы получим большой треугольный парус, или парус Маркони.

Рис.12. Паруса
а-прямоугольный парус, в-"ветрорез", с-"мешок", d-латинский парус, e-бригантина, f-бригантина с топселем, g-парус Маркони, h-шпринтов, i-парус джонки, j-парус"клешня омара" из Полинезии, k-парус "клешня омара" из Новой Гвинеи, l-парус "клешня омара", Гавайские острова, m-малазийский четырехконечный парус, n-трехконечный парус из Новой Зеландии.


На рисунке.13 дана номенклатура прямоугольных парусов грот мачты

Рис.13
1-большая рея, 2-большая марсовая рея, 3-большая марсовая рея стрелы, 4-брам-рея, 5-топ-рея, 6-бом-брамсель рея, 7-малая брам-рея, 9-передний грот, 10-большой передний марсель, 11-передний фор-марсель, 12-грот-брамсель, 13-передний фор-брамсель, 14-грот, 15-фор-брамсель,16-фор-брамсель.

Из чего состоит парусное судно
Типы парусников
Парусники Средиземного моря
Экзотические парусники
Парусники Северной Европы
От каравеллы к баркам
Учебные парусники сегодня
 


Rambler's Top100
Образование
TopCTO Образование изучение тренинги
УЛИТКА - каталог ресурсов интернет
Каталог ресурсов УралWeb
Рейтинг ресурсов УралWeb
Каталог Интернет ресурсов
 
я жду ваших писем на главную оглавление в начало страницы
X