История парусного флота

 
Главная
Парусники
История
Жизнь моряка
Пираты
Словарь
Поверья и легенды
Любознательным
Карта сайта
Ссылки

Из многочисленных легенд, родившихся в далеком прошлом, есть и легенда о "Летучем голландце". Иной раз и сегодня мы узнаем о таинственном бесследном исчезновении судов вместе с их экипажами, либо о пропаже всей команды и странствии по волнам безлюдного судна.

Героем этого интересного средневекового сказания является шкипер голландского парусника Ван Страатен (по другим источникам - Ван дер Декен). Продолжительные сильные ветры не давали ему возможности обогнуть мыс Горн. В тяжелых зимних условиях корабль штормовал уже долгое время. И обозленный шкипер позволил себе неуважительно отнестись к имени самого Господа Бога. Он заявил, что обогнет мыс Горн, даже если ему придется плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство невесть откуда раздался страшный громоподный глас: "Да будет так - плыви!"

И вот до сей поры старается Ван Страатен обогнуть мыс Горн, да все тщетно. Легенда утверждает, что иной раз суда встречают его в море и что это всегда не к добру.

Не менее загадочна история с английским бригом "Мария Целеста". В полдень 4 декабря 1872 г. с английского брига "Дея Грация", находившегося в 600 милях западнее Гибралтара, по левому борту заметили парусное судно, двигавшееся странным образом - оно то приводилось к ветру, затем снова уваливалось, то и дело зарываясь носом в волны. Кливер и стаксель были поставлены на левый галс, а нижний фор-марсель - на правый. На грот-мачте паруса отсутствовали. Когда корабли сблизились, обнаружилось, что на палубе брига "Мария Целеста" никого не было, его штурвал свободно вращался то в одну, то в другую сторону. Высаженные с "Деи Грации" на бриг первый штурман и два матроса не нашли на бриге ни одного человека. Исследование судового журнала, в котором последняя запись о месте корабля была сделана 24 ноября, показало, что "Мария Целеста" прошла в восточном направлении без людей почти четыреста миль! Частью экипажа "Деи Грации" под командованием старшего помощника "Марию Целесту" привели в Гибралтар. Особая комиссия, в которую входили опытые сыщики Скотленд-Ярда, работала три месяца, но ясного ответа о происшедшем так и не нашла. Команда "Марии Целесты" никогда не заявила о себе ни в одном из портов мира. Эта тайна океана остается не разгаданной до сего времени.

Случаи, подобные этому, не единичны. Стоит изменить в их описании название корабля - и перед нами возникает трагедия "Марии Целесты", сходная даже в деталях. Однако морякам приходилось видеть в океанах не только покинутые шхуны, бриги, бригантины и барки, появлявшиеся, как призраки из мглы. История мореплавания знает немало случаев, когда на таком корабле-призраке находили членов экипажа, словно застывших в результате мгновенной смерти. В феврале 1948 г. сигналы бедствия были приняты с голландского парохода "Уранг Медан". Английские и голландские радиостанции определили, что он проходит через Малаккский пролив, И опять: "SOS... SOS... Погибли все... Возможно, в живых остался я один..." Далее следовала не поддающаяся расшифровке серия точек и тире. Потом совершенно отчетливо: "Я умираю". Затем наступило зловещее молчание. Из Сингапура и портов Суматры к терпящему бедствие кораблю помчались спасательные суда. Они нашли его в 50 милях от предполагаемого места. Когда спасатели поднялись на "Уранг Медан",то увидели жуткое зрелище - на нем в живых не осталось никого. Капитан лежал на мостике, остальные офицеры - в рулевой и штурманской рубках, в кают-компании, в разных местах лежали трупы матросов. У всех на лицах застыло выражение ужаса. Даже судовой пес был мертв. Но ни у кого на теле не было ни ран, ни каких-либо повреждений.

Все это напоминает сюжет детективного фантастического рассказа или событие, от которого легче всего вообще отмахнуться, так как ему, кажется, нет и не может быть объяснения. Однако объяснение есть. Еще в 30-х годах академик В. Шулейкин высказал мнение, что причиной подобных трагедий может служить "глобальный геофизический фактор", тесно связанный с метеорологическими условиями. В частности, открыты инфразвукбвые колебания ("голос моря"), возникающие в штормовом районе. С ростом скорости ветра и высоты волн интенсивность "голоса моря" резко возрастает. Распространяясь со скоростью 1200 км/ч, инфразвуковая волна намного опережает движение породившего ее урагана.

При изучении физиологического действия инфразвука большой интенсивности на живой организм обнаружены поразительные явления. Животные испытывают чувство беспокойства, беспричинного страха. Это подтверждают также исследователи добровольцы, побывавшие в экспериментальных инфразвуковых камерах.

Любопытный случай произошел в лаборатории Морского научно-исследовательского центра в Марселе. При испытании инфразвукового генератора исследователи вдруг почувствовали себя плохо. Внутри у них все вибрировало - желудок, сердце, легкие. В соседних лабораториях люди закричали от боли. На основании анализа этого и других подобных случаев французские исследователи пришли к выводу, что в любом организме существуют собственные колебательные движения низкой частоты, например в кровообращении. Если период инфразвука близок к периоду этих колебаний, то возникает резонанс. Амплитуда сердечных сокращений увеличивается настолько, что происходит разрыв артерий. Если инфразвук обратен по фазе, то при его достаточной интенсивности кровообращение тормозится и сердце останавливается. Ученые пришли к выводу, что инфразвук вреден во всех случаях: слабый по интенсивности, он действует на внутреннее ухо и воспроизводит всю картину морской болезни. Сильный - заставляет органы вибрировать, вызывая их повреждение и даже остановку сердца. При колебаниях средней мощности наблюдаются внутренние расстройства органов пищеварения и мозга с самыми различными последствиями (обмороками, общей слабостью и т.д.). Более того, инфразвук средней интенсивности может вызвать слепоту. Как показали опыты французского профессора Гавро, инфразвук с частотой 7 Гц смертелен для организма. А во время шторма в море генерируется инфразвук с частотой в среднем около 6 Гц. Если интенсивность инфразвука меньше смертельной, на людей обрушивается волна беспричинного страха и ужаса. Это состояние усиливается еще больше, если корпус или мачты корабля попадают в резонанс с приходящими колебаниями и становятся как бы вторичным источником инфразвука, под влиянием которого обезумевшая команда в панике покидает судно. Недаром на многих таких судах оказываются сломанными мачты, хотя метеосводки говорят об отсутствии сильных ветров в этом районе.

Проходят десятилетия, совершенствуется технология постройки и надежность судов и их средств связи. Но все новые "летучие голландцы" появляются на голубых дорогах Мирового океана. Бесстрастная статистика свидетельствует: каждый год в океане исчезают несколько крупнотоннажных судов, даже не успев подать сигнал бедствия. Может быть, причиной их гибели является все тот же "голос моря". Бесследное исчезновение судов является причиной того, что поверье о "Летучем голландце" и сейчас не забыто среди моряков.

Суеверия
Легенды
Обычаи
Предсказания погоды
 


Rambler's Top100
Рейтинг ресурсов УралWeb
Каталог ресурсов УралWeb
УЛИТКА - каталог ресурсов интернет
Образование
TopCTO Образование изучение тренинги
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
 
 
я жду ваших писем на главную оглавление в начало страницы
X